Для лучшего понимания как светят различные автомобильные источники света собрал здесь информацию о спектрах излучения.
Для начала спектр солнца:
Вот так видят наши глаза солнечный свет, благодаря Дарвину и милионам лет, сформировавшим наше зрение. Запомните что человеческий глаз имеет наибольшую чувствительность в районе 555нм (зелёный цвет).
Галогеновый источник излучает в видимом спектре со сдвигом в красную и инфракрасную сторону (отдаёт теплом):
Ксеноновая лампа даёт дискретный спектр и бесполезное излучение в УФ-диапазоне, которое гасится стеклом лампы (китай не в счёт).
В связи именно с отсутствием ультрафиолетового фильтра китайские лампы убивают оптику. Будь то отражатель или покровной поликарбонат, который превращается в мелкую сеточку трещин и фары просто перестают светить.
Дальше посмотрим что нас ожидает в ближайшем будущем — светодиодные источники белого света:
Теперь в двух словах: спект излучения ксеноновых ламп близок к солнечному (общая сложенная картина), сильно дискретный, что искажает цветовую картину, но всё это слихвой окупается гораздо большим излучением, посему поездка с правильным линзованным ксеноном доставляет удовольствие в тёмное время суток без существенного напряжения зрения.
Светодиоды недотягивают в спектре лучшей различимости и светят в зоне более энергоёмкого света (синего), который легче рассеивается и вызывает ослепление (блики и рассеяное свечение именно синее). Да и LED-источники по яркости проигрывают ксенону, посему пока что ночная поездка с ними будет сопровождаться излишним напряжением глаз.
По поводу сложных условий движения — туман, как известно более длинные волны будут дальше пробираться сквозь мельчайшие капельки, а более короткие разбиваться водяной пылью на еще более короткие и тем самым создавая завесу из света, а по сему новые источники света с их большим количеством люмен оказываются практически бесполезны.
Поэтому производители до сих пор туманки делают галогеновыми, в новых же моделях и вовсе отказываются от них, отдавая предпочтение заглядывающей в повороты головной оптике. Да конечно, есть варианты экспериментирования, к примеру на Lexus LS 600h туманки выполнены линзованными ксеноновыми модулями и то скорей всего потому что головной светодиодный свет попросту недотягивает даже до ксенона в сложных условиях движения.
О том во что непосредственно выливаются спектральные картины:
Есть такое понятие как индекс цветопередачи, CRI (Color Rendering Index), это относительная величина, показывающая на сколько хорошо видны другие цвета в свете данного источника.
К примеру в синем свете будут плохо различимы объекты синего цвета, в жёлтом свете — объекты жёлтого цвета.
Так вот при сравнении сколлерированных источников света получаем следующие цифры индекса цветопередачи:
Солнце — 100,
Галоген — 97,
Ксенон 4300K — 75,
Светодиоды 5000K — 85.
Это означает что при ксеноновом источнике света мы будем хуже определять достоверный цвет предмета, но поверьте, ночью в движении это не так уж и важно. Важно видеть и видеть далеко.
Продолжение банкета: Гейксенон, рассеяние свечение.
Комментарии 83
Давно уже есть светодиоды, где цветопередача более 90Ra.
год статьи какой? подскажите пожалуйста
Не понял Ваш вопрос. Год какой статьи?))
этой записи без малого 11 лет, где вы всё это время были со своим комментарием?
Хронометраж времени написать? Не посмотрел на год статьи. Зачем грубить?
Браво 👏 Хороший материал, который всё доступно и понятно объясняет.
Старая статья, тогда много чего не было понятно чем руководствуются производители, теперь всё по другому и светодиоды выигрывают по качеству освещения.
То есть, они ушли с синего спектра что ли? Или по остальным нарастили световой поток?
принцип зрения другой, светодиоды выигрывают контрастом, а не световым потоком
То есть, разницей свет/тень? А раньше такого не было? Я просто уловить не могу разницу, что изменилось то в диодах за это время, цветовую температуру ведь они не поменяли, верно? Их основной спектр так и остался в синем диапазоне, тогда как выше верно написано, глаз видит гораздо лучше в зелёном спектре, где у ксенона пик.
DeHb
принцип зрения другой, светодиоды выигрывают контрастом, а не световым потоком
Кажется я понял. Спектральная плотность излучения у светодиодов выше, при близкой мощности и КПД с газоразрядными лампами, у которых спектр сильно дискретный и имеет ярко выраженный пик. К тому же, сам по себе синий спектр более энергоёмок. Но разница не критична вроде)
Тоже считаю, что лучше найти со скидкой или дешевле где-то на авито, но поставить оригинальную оптику, правильно ее отрегулировать и ездить безопасно. А то понаставят для декора, хотя видимость никудышняя и выезжают на трассы ночью. Светодиод хоть и дорогой, но это оправдано их долговечностью.
На цивик 2006 беру оригинальную оптику. Если и сэкономить, то покупая на авито где-нибудь. Недавно поменял подсветку номера. Светодиодные и в салоне поставил. Свет яркий, но рассеянный, поэтому по глазам не бъет. Производитель обещал 50 тысяч часов службы — примерно так и получилось с предыдущими.
Как бы статья началась хорошо, но закончилась фигней.
А при чем здесь светодиоды в 5000К?
Почему именно сравнение со светодиодами в 5000К?
Что мешает ставить светодиоды в 4000К?
Что мешает в противотуманки поставить светодиоды в 3000К?
Вопросы производителям оптики, почему они делают 5000-5500К заводскую светодиодную оптику?
чем выше температура диодов, тем больше света можно выжать
пройдет еще 5-10 лет и будут разные температуры делать думаю, а пока по выхлопу люмен на ват нецелесообразно думаю делать 3000К
Что?))
Именно то
alexis666
чем выше температура диодов, тем больше света можно выжать
пройдет еще 5-10 лет и будут разные температуры делать думаю, а пока по выхлопу люмен на ват нецелесообразно думаю делать 3000К
Скорее всего, тут дело в возможности самих светодиодов, а в частности в том, что конструктивно пик их спектра приходится на синий цвет, а корректировки получаются путем пропускания его через жёлтый люминофор. Поэтому и в дальнейшем их пик будет приходится на синий спектр, так уж конструктивно заложено
да. но с развитием технологий удается выжать больше люмен с ватта отсюда меньше нагрев и деградация, и потенциально в будущем смогут сделать потеплее свет под плотным люминофором и с адекватным нагревом